Получил я письмо. От неверующего. Точнее, от того, кто верит, что движение свободного ПО никто не контролирует.
Вы что думаете, что мы и в самом деле потеряли контроль? Что развели демократию? Это еще вопрос, кто кого развел. Вы полагаете, что есть возможность выбора между Gnome и KDE? Да этот выбор - наше изобретение. Ну, если уж честно, изобретение Томислава.
Томислав - маркетолог. Противный старый маркетолог. Немец. Прочитал за свою жизнь всего четыре книги, да и те - Евангелия. В клавиатуру тыкает одним пальцем. Шамкает, когда говорит так, что с трудом можно разобрать слова. Зато все время улыбается и всем желает счастья. В общем, типичный постановщик задачи. Никто его не любит, но его уважают. Потому что Томислав чует. Чует, что надо людям и кто потребитель.
Сначала мы вкладывались в KDE. После более-менее удачного релиза Trolltech "разрешило" пользоваться своей библиотекой Qt в "некоммерческих целях". Ну вы по названию фирмы уже, наверное, догадались, что без золота не обошлось. Задача была создать у юзеров видимость графического интерфейса, запудрить мозги, а потом, когда масса подсядет на KDE предъявить авторские права. Но Томислав предложил ход хитрее. Преследовать за нарушение авторских прав трудно и накладно. Проще закрыть глаза, дать людям как бы свободу, а на самом деле сегментировать рынок, заставить людей биться между собой и битвой их ослабить. Старый принцип "разделяй и властвуй". Пока народ выясняет какое окружение лучше, мы его сами окружим проприетарным ПО.
Так вот, Томислав указал, что люди делятся на две большие категории. Те, кто при встрече с новым прячется и те, кто на новое рвется в атаку. На "тыловиков" и "воинов". Наверное, Томислав подцепил эту идею из какого-нибудь Евангелия. Но, по сути, он был прав. Внедрив тяжелое и требовательное (не только к вычислительным ресурсам) KDE, мы "вырезали" активных потребителей. Они набросились на код, начали нагораживать функции и усложнять систему. Даже сам Линус Торвальдсен попался, объявив о личной поддержке KDE. Ну он всегда был воином. Кстати, не думайте, что то была благодарность с его стороны нашей системе за выигранный процесс. Да, мы немного помогли Линусу с адвокатами и подослали нужные документы. Но только наоборот. Мы видели, что Торвальдсен и так на крючке. Вот и решили его поддержать. По нашей просьбе Transmeta платила Линусу зарплату. Пусть он своими горячими финскими высказываниями раскалывает сообщество свободного софта. А мы подлили масло в огонь, раскручивая Gnome.
Gnome изначально был предназначен для "пугливых" потребителей. Для тех, кому надо попроще. Для тех, кто опасается сложных меню и настроек. Да, нам трудно было очень в начале продюсировать Gnome. Потому что те, кто желает спокойствия, не торопятся что-либо менять в своей жизни. В том числе и окружение. Мы осознавали, что первые версии были ужасны. Но потихоньку, используя статьи и обзоры, обещая светлые перспективы, нам удалось увеличить количество пользователей. Важно было поднять идеологию. Мы идеологию не афишировали, но маркетинг был очень прост. Те, кто работает с KDE изначально активны. Их и убеждать ни в чем не надо, просто трудности подавай. А вот тех, кто смотрит на мир с опаской требуется убеждать в собственном героизме. Вот мы и придумали скрытый лозунг для пользователей Gnome - "оставь свой след в истории". Даже значок соответствующий подложили. Пусть у тех, кто просто использует Gnome будет гордость за свои действия.
Немного заминка с Novell получилась, когда она Suse покупала. Мы легко договорились, что Novell будет продвигать Gnome. Тем более, что Novell сама по себе пугливая. Настолько пугливая, что с Microsoft договор подписала. Нам от этого договора ни холодно, ни жарко. Фиолетово. Договор ни к чему не обязывает. Но захотелось Novell наши устные договоренности чем-то подкрепить. Пришлось вымучивать такой странный пакт о ненападении. Но Бог с ним, с этим пактом. Суд потом признает его недействительность. Проблема, что фобии Novell повернулись к нашей работе боком. Только пошло внедрение и раскрутка Gnome по утвержденному плану, так буквально через несколько месяцев эти крутые сетевики вернулись пятками назад из-за пары уволенных. Тяжело иметь дела с "тыловиками". Но надо. Надо создавать противоречия там, где их нет.
Теперь мы отслеживаем развитие двух оболочек. Нанимаем журналистов для регулярных обзоров на тему "что лучше - Gnome или KDE", забрасываем в форумы и листы рассылок требования к будущим релизам, выстраиваем стратегию расхождения функциональности. Мы стремимся развести людей по разные стороны баррикад. Пусть повоюют друг с другом. Как говорит Томислав: "Да, я старая и больная обезьяна. Я заберусь на гору и посмотрю как в долине тигры перегрызутся между собой. Я буду их раззадоривать своими криками. А потом спущусь с горы и стану Царем в долине". Это он тоже не сам придумал. Но мы точно следуем его плану.
Это маркетинг. Контроль за умами потребителей. При чем здесь свобода и демократия?